Об утверждении «Правил бытового
обслуживания населения»
С 1 января 2021 года вступает в
силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. №
1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения» (далее – Правила).
Правилами устанавливаются
требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема
информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность
осуществления правильного выбора работ и услуг.
Исполнитель помимо информации,
доведение которой предусмотрено в соответствии со статьей 10 Закона Российской
Федерации "О защите прав потребителей", обязан довести до сведения
потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых
работах):
перечень оказываемых услуг
(выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;
указание на обозначение стандартов
(при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются
работы);
сроки оказания услуг (выполнения
работ);
данные о конкретном лице, которое
будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение
исходя из характера услуги (работы);
требования, которые должны
обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя,
а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
образцы договоров (квитанций, иных
документов) об оказании услуг (выполнении работ);
образцы (модели) изготавливаемых
изделий либо их эскизы;
перечень категорий потребителей,
имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при
оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Информация должна находиться в
удобном и доступном для обозрения месте.
Также Правилами предусмотрены
специальные требования к условиям договоров, заключаемых с гражданами. Особо
оговаривается, что договор с потребителем должен содержать как цену, так и
описание выполняемых работ или оказываемых услуг, информацию о реквизитах
исполнителя, сроки выполнения заказа, должность и подпись лица, принявшего
заказ.
Утвержденные Правила применяются
ко всем видам бытового подряда (ремонт и изготовление швейных, меховых,
ювелирных изделий, мебели, обуви, а также ремонт квартир, бытовой техники,
мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и т.п.), а также к различного рода
возмездным услугам (если их оказание не урегулировано иными нормативными правовыми
актами), таким как услуги химчисток, парикмахерских, салонов красоты, бань,
саун и т.п.).
В случае неразмещения для
ознакомления в удобном и доступном месте необходимой информации (например, о
цене услуг), невыдачи экземпляра договора потребителю, включения в него
ущемляющих права потребителей условий (например, о не возврате предоплаты по
договору в случае отмены заказа), отказа продемонстрировать результаты ремонта
бытовой техники и аппаратуры при ее приемке - потребители могут оставить
соответствующую запись в книге отзывов и предложений, а также обратиться в
Роспотребнадзор, который уполномочен осуществлять контроль (надзор) за
исполнением указанных Правил.
Об утверждении «Правил оказания услуг
общественного питания»
С 1 января 2021 года действуют
новые «Правила оказания услуг общественного питания", которые были
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1515 от
21.09.2020. Документ направлен на защиту прав потребителей услуг общественного
питания.
Важное нововведение в указанных
правилах касается цен на услуги общественного питания. В документе прописано,
что цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью
продукции, указанной в меню (прейскуранте).
В правилах указано, что любые платежи,
которые не касаются стоимости заказанных блюд и выбранных услуг, не могут быть
в одностороннем порядке добавлены в заказ (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и
др.). Такой подход должен исключить практику введения потребителей в
заблуждение относительно реальных расходов при оказании указанных услуг (когда
к стоимости блюд, указанных в меню, прибавляются всевозможные доплаты за
обслуживание).
Вместе с тем, наряду с оказанием
услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести
услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их
возмездный или безвозмездный характер. То есть такие услуги могут быть выбраны
потребителем добровольно на основе ознакомления с их потребительскими
свойствами и ценой. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких
дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены - потребовать от
исполнителя возврата уплаченной суммы.
Правилами также устанавливаются
требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема
информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность
осуществления правильного выбора услуг.
Установлено, в частности, что
исполнитель обязан довести до сведения потребителей в том числе следующую
информацию:
• перечень услуг и условия их
оказания;
• наименование предлагаемой
продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и
входящих в них основных ингредиентов;
• сведения об объеме (весе) порций
готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной
продукции и объеме ее порции;
• сведения о пищевой ценности
продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также
витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления).
По-прежнему исполнитель обязан
иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его
требованию. Также в правилах прописано право потребителя получить услугу
общественного питания в течение всего режима работы исполнителя.
О маркировке
товаров легкой промышленности
С 1 января
2021года запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности.
До 1 февраля
2021 года все участники оборота данной группы товаров обязаны промаркировать
товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года. Указанные сроки
установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря
2019 года № 1956 (далее Постановление № 1956), утвердившем также Правила
маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации(далее –
Правила), определяющие особенности маркировки, а также порядок реализации
предметов одежды, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами
идентификации.
Постановлением
№ 1956 установлено, что с 1 января 2021 года все участники оборота товаров
легкой промышленности (юридические лица, индивидуальные предприниматели и
аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации,
осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот, и (или) вывод из оборота товаров)
в соответствии с Правилами вносят в информационную систему мониторинга сведения
о маркировке, а также о вводе товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота.
При этом участники оборота могут наносить средства идентификации на
потребительскую упаковку, или на ярлык, или этикетку методом, не допускающим
отделение средства идентификации. Средство идентификации предоставляется в виде
двумерного штрихового кода в формате DataMatrix, а также дополнительно может
быть записано на радиочастотную метку (RFID-метка). Оно не должно печататься на
прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале
и перекрываться другой информацией.
Товары
ввезенные в Российскую Федерацию после 1 января 2021 года, но приобретенные до
1 января 2021 года могут быть промаркированы их владельцами до 1 февраля 2021
года, которые также будут обязаны предоставить сведения о товарах в
информационную систему.
Кроме того,
Правилами установлено, что немаркированные товары, принимаемые на реализацию от
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в рамках
договора комиссии, до предложения этих товаров для продажи также должны быть
замаркированы, и их маркировку должен обеспечить комиссионер.
Для
регистрации предметов одежды в информационной системе мониторинга для
участников оборота пунктами 24 – 26 Правил определен ряд необходимых сведений,
которые, в том числе, должны содержать информацию о стране производства
изделия, виде материала, составе сырья, цвете, возрастной категории и др.
Маркировка
товаров легкой промышленности призвана не только сократить объем нелегального
оборота, но и повысить гарантию прав потребителей на приобретение качественных
изделий. Цифровой код DataMatrix, нанесенный на товар, может проверить каждый
потребитель с помощью специального бесплатного приложения в своем смартфоне, а
органам, уполномоченным осуществлять контроль за маркировкой этой группы
товаров, он укажет, кроме прочего, происхождение товара и его путь от
производителя (импортера) до точки продажи.
Об ограничении
права кредитных организаций на отказ в выполнении распоряжений клиентов в
совершении операций
В конце декабря 2020 года Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон «О
внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон). Закон был разработан во исполнение
пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2018 г.
№ Пр-613 по итогам встречи с женщинами-предпринимателями 7 марта 2018 г. в
целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер,
направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, а также в целях защиты интересов
добросовестных клиентов кредитных организаций.
Изменения
законодательства Российской Федерации, предусмотренные Законом, направлены на
исключение необоснованного применения кредитными организациями права на отказ в
выполнении распоряжений клиентов в совершении операций. Теперь по Закону банки
обязаны сами сообщать клиентам о причинах отказа проводить операции в течение 5
рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Подобные правила
касаются также и случаев отказа заключать с физическими лицами договоры
банковского счета (вклада), а также их расторжения по инициативе кредитной
организации.
Напомним,
что основаниями для отказов кредитных организаций в выполнении распоряжений клиентов
о совершении операций являются положения пункта 11 статьи 7 Федерального закона
от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть при
непредставлении по банковской операции документов, необходимых для фиксирования
информации в соответствии с положениями данного закона, а также когда в
результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными
средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается
в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или
финансирования терроризма.
Изменения
вступят в силу по истечении 30 дней после дня опубликования Закона.