Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Тоншаевский район
Официальный портал органа местного самоуправления Нижегородской области
Ссылки

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)    Узнай свою задолженность     Государственные услуги    Опрос     МФЦ 

 

Официальный интернет-портал правовой информации Работа в России ГБУЗНО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Портал поддержки предпринимательства Нижегородской области

ГосуслугиЗаконодательное собрание
Администрация Нижнего НовгородаГородская дума Нижнего Новгорода
Правительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО

Яндекс.Метрика   

Рейтинг@Mail.ru    

Муниципальная программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тоншаевском муниципальном районе» на 2015-2020 годы»

 

 

 

 

Муниципальная программа

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми,

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

в Тоншаевском муниципальном  районе» на 2015-2020 годы»

(далее - Программа)

 

1. Паспорт Программы

 

1.1. Наименование Программы

Муниципальная программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тоншаевском муниципальном районе» на 2015-2020 годы»

1.2. Основание для разработки Программы

Пункт 20 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р;

Региональная программа «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области» на 2014-2015 годы», утвержденная  постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2014 года №258;

Протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации от 23 декабря 2013 года № 7

1.3. Муниципальный заказчик Программы

Администрация Тоншаевского муниципального района Нижегородской области

1.4. Основные разработчики Программы

Сектор по развитию спорта, делам молодежи и защите прав несовершеннолетних администрации Тоншаевского муниципального района;

Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района;

Учреждения здравоохранения Тоншаевского муниципального района (по согласованию);

Отдел культуры, библиотечного обслуживания и организации досуга населения администрации Тоншаевского муниципального района;

Отделение МВД России по Тоншаевскому  району (по согласованию);

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тоншаевского муниципального района;

Некоммерческие общественные организации (по согласованию)

1.5. Цель Программы

Цель Программы - повышение эффективности межведомственного взаимодействия по профилактике жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детского и семейного алкоголизма, развитие адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств

1.6. Задачи Программы

1. Активизация межведомственной работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей, повышение информационной безопасности несовершеннолетних.

3. Организация работы по профилактике детского и семейного алкоголизма, потребления несовершеннолетними психоактивных веществ.

4. Внедрение эффективных методик работы с семьями по оказанию адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств, в том числе сексуального характера.

5. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения

1.7. Срок реализации Программы

Программа будет реализована в период 2015-2020 годов

1.8. Основные исполнители Программы

Основные исполнители:

сектор по развитию спорта, делам молодежи и защите прав несовершеннолетних администрации Тоншаевского муниципального района;

отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района;

учреждения здравоохранения Тоншаевского муниципального района;

отдел культуры, библиотечного обслуживания и организации досуга населения администрации Тоншаевского муниципального района;

отделение МВД России по Тоншаевскому  району (по согласованию);

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тоншаевского муниципального района;

некоммерческие общественные организации (по согласованию)

1.9. Объем и источники финансирования Программы

Источники финансирования Программы

Объем финансирования по годам (в тыс. рублей)

2015 год

2016 год

2017 год

 

 

2018 год

2019  год

2020 год

Всего

 

 

 

 

Средства районного бюджета

50,0

0

100,0

100,0

100,0

100,0

450,0

Всего:

50,0

0

100,0

100,0

100,0

100,0

450,0

1.10. Система организации контроля за исполнением  Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Тоншаевского муниципального района Нижегородской области.

Управление Программой осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тоншаевского муниципального района, созданной в соответствии с Законом Нижегородской области от 26 октября 2006 года № 121-З «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области». Координатор от администрации Тоншаевского муниципального района – сектор по развитию спорта, делам молодежи и защите прав несовершеннолетних администрации Тоншаевского муниципального района 

1.11. Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе (количественные и качественные показатели)

-           социально неблагополучные семьи и семьи «группы риска» по насилию и жестокому обращению с детьми (50 семей);

-           родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей (80 семей);

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, (170 человек);

- несовершеннолетние, поступившие в ОВД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (10 человек);

- родители с алкогольной зависимостью, прошедшие курс медико- социальной реабилитации (20 человек);

- специалисты государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие социальные услуги семьям и детям (2 человека)

1.12. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

1. Снижение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, по итогам реализации Программы (с 2 чел. в 2012 году до 0 чел. в 2020 году).

2. Снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с пренебрежением нуждами детей и жестоким обращением с детьми (с 12 чел. в 2012 году до 5 чел. в 2020 году).

3. Недопущение фактов преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, в том числе сексуального характера

4. Снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (с 5 чел. в 2012 году до 2 чел. в 2020 году).

5. Снижение количества преступлений, совершивших несовершеннолетними или с их участием (с 21 преступления в 2012 году до 10 преступлений в 2020 году).

6. Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учетах в муниципальных КДНиЗП, (с 12 чел. в 2012 году до 8 чел. в 2020 году)

 

2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Обоснование проблемы

 

Комплексный межведомственный подход к вопросам поддержки семей с детьми, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике всех форм семейного неблагополучия, в том числе жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами - неизменные приоритеты работы комиссии по делам несовершеннолетних при администрации Тоншаевского муниципального района.

В целом, в последние годы, уже достигнуты значительные положительные результаты по реализации региональной государственной семейной политики, и накоплен опыт межведомственного и межсекторного взаимодействия по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности. Значительную роль в достижении положительной динамики и снижении социальных рисков сыграли муниципальные программы, реализованные в Тоншаевском районе: «Молодежь Тоншаевского района на 2011-2013 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы», «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Тоншаевском районе в 2011-2012 годах», «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Тоншаевском районе на 2012-2013 годы».

За последние годы завершено формирование инфраструктуры системы профилактики детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений, включающей комплекс государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций Тоншаевского муниципального района, которые стали центром разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с несовершеннолетними.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тоншаевского муниципального района является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - основным координатором всего комплекса межведомственной работы. За 2012 год КДН было проведено 31 заседание (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 25), в том числе выездных - 11 (АППГ - 9). На данных заседаниях рассмотрены: установочные вопросы - 48 (АППГ - 38); Большое внимание комиссией уделяется рассмотрению административных дел в отношении несовершеннолетних или их законных представителей. За 2012 год было рассмотрено 198 материалов об административных правонарушениях (АППГ - 177). По состоянию на 1 июля 2014 года на профилактическом учете в комиссии состоят 10 несовершеннолетних, 14 семей, требующих межведомственного наблюдения и контроля.

В Тоншаевском муниципального районе снижается количество преступлений против детей. В 2012 году зарегистрировано 2 таких преступления (2011 год -8, наблюдается значительное снижение).

В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2010 года № 2630-р «О проведении комплексной межведомственной профилактической операции «Подросток» на период 2011-2013 годов» в летний период на территории Тоншаевского муниципального района проводится комплексная межведомственная профилактическая операция «Подросток-2013». Итоги операции ежегодно рассматриваются на заседании КДНиЗП при администрации Тоншаевского района.

В целом, в течение трех последних лет, отмечается стойкая тенденция к сокращению количества преступлений, совершенных детьми и подростками (2012 год – 21 преступление, 2013 год – 5 преступлений, 6 месяцев 2014 года – 0 преступлений). Результатами совместной работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стало снижение основных показателей преступности среди детей и подростков.

В Тоншаевском муниципального районе в течение трех лет достаточно эффективно работает Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» и действует Положение о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010 года № 574 (статья 77 Семейного Кодекса Российской Федерации), в рамках которого сотрудники социальной защиты совместно с органами опеки и подразделениями по делам несовершеннолетних  выходят в семьи для  выявления опасных ситуаций. В соответствии с Законом Нижегородской области от 31 октября 2012 года № 141-З «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области» проводится межведомственная работа по защите несовершеннолетних от алкогольной зависимости.

С 2012 года по инициативе прокурора Нижегородской области дан старт новым региональным проектам: социальный патруль, родительский патруль, наставники (общественные воспитатели). В настоящее время созданы и работают 11 родительских патрулей. Родительским патрулем организовываются дежурства во время проведения массовых мероприятий с участием учащихся образовательных организаций. В Тоншаевском муниципальном районе работают 42 наставника над несовершеннолетними «группы социального риска» из числа специалистов районных администраций и сельских поселений, специалистов учреждений социальной защиты и образования, сотрудников полиции, общественных организаций.

Несмотря на последовательное проведение государственной политики по поддержке семьи и детства, масштабы жестокого обращения с детьми, правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности в Нижегородской области, как и в стране в целом, все-таки достаточно значительны. Принимаемые органами и учреждениями региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних меры по устранению причин и условий, способствующих семейному неблагополучию, пренебрежению нуждами детей, совершению преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, являются недостаточно результативными. Официальная статистика о преступлениях против детей, полученная на основе открытых уголовных дел, не дает полного представления о масштабе этого явления. Она не отражает весь масштаб проблемы жестокого обращения к детям в семье, в государственных учреждениях, со стороны самих несовершеннолетних.    

Поэтому, несмотря на определенные успехи в работе, вопросы социального благополучия семьи и детства продолжают оставаться актуальными для Тоншаевского муниципального района. Новый этап развития системы профилактики, разработки и внедрения современных и оптимальных по своей эффективности мер превентивной (профилактической) работы в отношении семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также реабилитационных мероприятий для детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, может быть обеспечен только программно-целевыми методами.

Настоящая Программа является логическим продолжением комплексной межведомственной профилактической программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Тоншаевского района на 2011 – 2013 годы» Результативность данной программы отмечается по следующим основным показателям:

- снизилась численность родителей, лишенных родительских прав в связи с пренебрежением нуждами детей или жестоким обращением с детьми (2011 год - 12 человек, 2012 год – 12 человек, 2013 год - 10 человек);

- снизилась численность несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств (2011 год - 8 человек, 2012 год – 2 человека, 2013 год - 0 человек).

Одновременно с этим, анализ результатов реализации программы и внесенные изменения позволяют выделить ряд приоритетных направлений работы в новой программе:

- повышение информационной безопасности детей, в том числе в сети интернет;

- профилактика детского и семейного алкоголизма, потребления несовершеннолетними психоактивных веществ;

- внедрение эффективных технологий и методик помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств, в том числе сексуального характера;

- обеспечение профессионализма и высокой квалификации специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от насилия, жестокого обращения, пренебрежения нуждами.

Основываясь на результатах работы по реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Тоншаевского района на 2011 – 2013 годы», в настоящей Программе предусмотрен принципиально новый концептуальный подход к работе по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми. Он основывается на том, что эффективность профилактики насилия и жестокого обращения тесно взаимосвязана с решением задачи профилактики семейного неблагополучия в целом, профилактики таких явлений, как детская безнадзорность и преступность самих несовершеннолетних. Это позволяет говорить о новой программе более высокого, комплексного уровня, реализация которой позволит  затронуть причинно-следственные механизмы и, так называемые, «точки риска» - источники насилия и жестокого обращения с детьми.

 

2.2. Цель, задачи, сроки реализации Программы

 

Цель Программы - повышение эффективности межведомственного и межсекторного взаимодействия по профилактике жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детского и семейного алкоголизма, развитие адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств.

Задачи:

1. Активизация межведомственной работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей, повышение информационной безопасности несовершеннолетних.

3. Организация работы по профилактике детского и семейного алкоголизма, потребления несовершеннолетними психоактивных веществ. 

4. Внедрение эффективных методик работы с семьями по оказанию адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств, в том числе сексуального характера.

5. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения.

Настоящая Программа будет реализована в течение 2015-2020 годов.

 

2.3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

 

Система программных мероприятий (приложение к настоящей Программе) предусматривает осуществление на основе межведомственного подхода комплекса мер и мероприятий.

Программа состоит из следующих целевых направлений, обеспечивающих реализацию поставленных задач:

1. Активизация межведомственной работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

Данное направление Программы предусматривает реализацию следующих мер и мероприятий:

- проведение мониторинга оперативной обстановки для выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений в отношении детей, доведение результата анализа до заинтересованных органов по вопросам их компетенции;

- проведение комплекса мероприятий по предупреждению насилия и правонарушений со стороны несовершеннолетних болельщиков спортивных команд и членов молодёжных неформальных группировок, в том числе перед проведением спортивно-массовых мероприятий и общественно-политических акций;

- осуществление комплекса профилактических мероприятий в образовательных организациях по разъяснению уголовной и административной ответственности за участие в противоправных действиях в составе неформальных молодёжных группировок антиобщественной и преступной направленности, в том числе «скинхедов» и футбольных фанатов;

- разработка и внедрение механизма межведомственного взаимодействия по организации реабилитации и психологического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- разработка, апробация и внедрение пилотной программы, направленной на обеспечение оказания помощи несовершеннолетним лицам-жертвам преступлений сексуального характера, включая социальную реинтеграцию, физическую и психологическую реабилитацию, а также их близким родственникам;

- проведение рейдов «Социальных патрулей» и организация работы служб сопровождения семей «группы риска» по территориальному принципу;

- разработка и внедрение межведомственной модели взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и организации помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, в том числе с риском насилия;

- проведение мониторинга деятельности советов профилактики, созданных при муниципальных образованиях Тоншаевского муниципального района.

2. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей, повышение информационной безопасности несовершеннолетних.

Данное направление Программы предусматривает реализацию следующих мер и мероприятий:

- разработка и реализация медиа-плана по информационному сопровождению мероприятий муниципальной программы;

- проведение профилактических акций под девизом «Детство без жестокости и насилия!»;

- проведение информационно-профилактической мероприятий в рамках празднования Международного дня детского телефона доверия и Международного дня защиты детей;

- реализация инновационных социально-профилактических программ для несовершеннолетних по формированию толерантного поведения, профилактике насилия в детской и подростковой среде;

- внедрение инновационной технологии социально-психологической помощи ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, и его семье, направленной на обучение детей и родителей практическим навыкам безопасного использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при участии общественных организаций, волонтеров и добровольцев);

- подготовка и проведение круглого стола «Дети в интернете - обучение, развитие, безопасность».

3. Организация работы по профилактике детского и семейного алкоголизма, потребления несовершеннолетними психоактивных веществ.

Данное направление Программы предусматривает реализацию следующих мер и мероприятий:

- разработка и внедрение методических рекомендаций и типовых планов взаимодействия учреждений социального обслуживания семьи и детей с наркологической службой Нижегородской области;

- повышение профессиональной компетенции специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей по вопросам профилактики употребления алкоголя и психоактивных веществ среди несовершеннолетних;

- проведение рейдовых мероприятий по выявлению и пресечению употребления спиртных напитков несовершеннолетними и соблюдению организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, норм Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и Закона Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области»;

- разработка и внедрение межведомственной комплексной модели медико-социальной реабилитации детей и родителей, страдающих алкогольной зависимостью, со стороны которых имелись случаи жестокого обращения с детьми или присутствует опасность таковых;

- проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, в том числе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

4. Внедрение эффективных методик работы с семьями по оказанию адресной помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств, в том числе сексуального характера.

Данное направление Программы предусматривает реализацию следующих мер и мероприятий:

- внедрение новых технологий социально-психологического сопровождения детей - жертв преступлений сексуального характера в процессе следственных действий, комплексной реабилитации детей-жертв насилия в стационарных условиях;

- организация специализированных (профильных) смен для семей группы риска по насилию над детьми в условиях загородного центра района;

- создание школы детско-родительских отношений «Азбука Понимания», на базе ГБУ КЦСОН Тоншаевского района;

- внедрение эффективных технологий и методов работы с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению, в том числе танцевально-двигательная терапия, изотерапия, видеотехнологии, прикладное творчество, песочная терапия;  

- создание и оснащение комнат дознания для внедрения модели опроса несовершеннолетних и проведения следственных действий, дружественных ребенку;

- реализация инновационных программ социально-психологической помощи детям - жертвам или свидетелям насилия и членам их семей на базе комплексного центра  социальной защиты населения.

 

2.4. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации

 

Для обеспечения эффективности деятельности всех ведомств, учреждений и специалистов, участвующих в реализации Программы, внедряется система показателей, на основе которой составляется анализ результативности выполнения программных мероприятий.

Сектор по развитию спорта, делам молодежи и защите прав несовершеннолетних администрации Тоншаевского муниципального района контролирует результаты реализации отдельных этапов и Программы в целом с точки зрения достижения программных целей, анализирует совместно с другими исполнителями Программы справочно-аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств, выделенных на реализацию Программы.

Текущий контроль за своевременностью и качеством выполнения мероприятий Программы осуществляют исполнители Программы.

Контроль за исполнением Программы осуществляется заказчиком Программы.

Исполнителями Программы являются:

1. Сектор по развитию спорта, делам молодежи и защите прав несовершеннолетних администрации Тоншаевского муниципального района, отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района, отдел культуры, библиотечного обслуживания и организации досуга населения администрации Тоншаевского муниципального района;

2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тоншаевского муниципального района;

3. Некоммерческие общественные организации (по согласованию);

4. В реализации Программы принимают участие отделение МВД России по Тоншаевскому  району (по согласованию); ГБУ КЦСОН Тоншаевского района (по согласованию), учреждения здравоохранения Тоншаевского муниципального района (по согласованию).

Таким образом, в рамках настоящей Программы объединены усилия, ресурсы и инвестиции исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Тоншаевского муниципального района, некоммерческих общественных объединений и науки для реализации целей и задач, заявленных в Программе.

 

2.5. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств районного бюджета.

 

2.6. Факторы, негативно влияющие на реализацию Программы,

и мероприятия по их снижению

 

Выполнению поставленных задач могут в определенной степени помешать потенциальные риски, которые могут сложиться под воздействием негативных факторов или социально-экономических проблем, в том числе:

Макроэкономические риски:

снижение темпов экономического роста в стране в целом, в Нижегородской области и в Тоншаевском муниципальном районе;

высокая инфляция, и в этой связи невозможность выполнения запланированных мероприятий в объеме средств, утвержденных в Программе.

Финансовые риски:

недостаточность финансирования мероприятий Программы;

несвоевременное поступление денежных средств для реализации мероприятий Программы в установленные сроки.

Законодательные риски:

отсутствие федеральных, региональных или муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации мероприятий Программы;

противоречивость или неполнота нормативных правовых актов.

Социальные риски:

увеличение числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в связи с финансовыми кризисами, высоким уровнем безработицы, другими факторами;

значительное увеличение численности лишений родительских прав в связи с более серьезными подходами к выявлению и оценке безопасности ребенка в семье или ужесточением действующего законодательства.

Организационные риски:

несогласованность действий ведомств, участвующих в реализации Программы, неготовность ведомств объединять ресурсы вокруг семьи и ребенка для достижения целей Программы;

ограничения в реализации мероприятий Программы, связанные с необходимостью определенного периода для процесса модернизации деятельности учреждений и создания на их базе новых служб, подбором и подготовкой кадров для работы в новых условиях;

необеспеченность квалифицированными кадрами, текучесть кадров, высокая загруженность, выгорание персонала, отток высококвалифицированных специалистов, обученных по Программе, в связи с повышением их конкурентоспособности на рынке труда;

общая инертность системы социального обслуживания населения и, так называемый, стереотипный «человеческий фактор», который может спровоцировать заторможенность в продвижении новых технологий, когда внедряемые новые методы базовых учреждений слишком медленно влияют на изменения системы в целом.

Дальнейшее осуществление и финансовое обеспечение из средств районного бюджета деятельности, начатой в рамках реализации настоящей Программы, предполагается в ходе развития следующих направлений:

обеспечение нормативного правового закрепления инновационной работы, проведенной в рамках Программы, что позволит в дальнейшем обеспечить финансовую и содержательную устойчивость результатов Программы, введение всех вновь созданных структур и служб в рамки районного  правового и финансового обеспечения за счет средств районного бюджета;

повышение эффективности межведомственного и межсекторного взаимодействия по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей, определение потребностей в социальной помощи и услугах, компетентной оценке уровня безопасности пребывания ребенка в семье, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание специализированной помощи семьям и детям учреждениями и организациями - субъектами районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оптимизация действующей сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей для предоставления новых социальных услуг и внедрения новых технологий за счет перераспределения уже имеющихся ресурсов, включая их перепрофилирование, изменение функционала и содержания работы специалистов;

повышение ресурсности семей «группы риска» в преодолении трудных жизненных ситуаций с опорой на внутрисемейный потенциал, а также за счет федеральных и региональных стратегий и программ повышения качества жизни семей в различных сферах: жилье, работа, льготное кредитование, обеспечение местами в детских дошкольных образовательных учреждениях и т.д.;

активизация институтов гражданского общества, некоммерческих общественных организаций, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

2.7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий

реализации Программы

 

Оценка показателей эффективности будет производиться на основании мониторинга результатов реализации Программы, ежегодных информационно-аналитических материалов, финансовых и содержательных отчетов о деятельности исполнителей в разрезе мероприятий Программы.

Эффективность реализации Программы обеспечивается за счет прозрачности использования всех денежных средств.

Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения её показателей.

Выполнение мероприятий, направленных на решение цели и задач Программы, позволит получить следующий социально-экономический эффект:

п/п

Индикатор

Исходное значение 2012 год

Значение индикатора

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1.           

Снижение численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей

2 чел.

2

2

1

1

0

0

2.           

Снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с пренебрежением нуждами детей и жестоким обращением с детьми

12 чел.

12

11

10

8

6

5

3.           

Снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, в том числе сексуального характера 

0 чел.

0

0

0

0

0

0

4.           

Снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

2 чел.

2

2

1

1

0

0

5.           

Снижение количества преступлений, совершивших несовершеннолетними или с их участием

21 чел.

20

18

15

13

11

10

6.           

Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учетах в муниципальных КДНиЗП

12 чел.

11

11

10

10

9

8

 

Выполнение мероприятий, направленных на решение цели и задач Программы, позволит получить пролонгированные социально-экономические последствия:

укрепление социальной стабильности Тоншаевского муниципального района, ресурсного и родительского потенциала семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение реализации государственной социальной политики, направленной на снижение уровня насилия над детьми, семейного неблагополучия, изъятия детей из семьи, лишения родительских прав, минимизации социально-обусловленных рисков отказов родителей от содержания и воспитания своих детей;

создание условий для безопасного проживания, успешного развития и воспитания детей в кровной семье;

повышение эффективности информирования населения о недопустимости насилия и жестокого обращения с детьми, ответственности за любые действия, направленные против детей, через средства массовой информации, учреждения социальной сферы, некоммерческие общественные организации, в рамках проведения публичных и общественно-массовых мероприятий;

развитие целостной межведомственной системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми, определение потребностей в социальной помощи и услугах, компетентной оценке уровня безопасности пребывания ребенка в семье, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

предоставление в соответствии с потребностями населения доступных, качественных, эффективных социальных услуг семьям с детьми, дальнейшее внедрение новых видов социальных услуг, технологий и методов социальной поддержки детей и семей;

организация профессионального межведомственного сообщества специалистов в сфере оказания новых эффективных социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, через адресную работу со случаем насилия над ребенком междисциплинарных команд специалистов до получения позитивного социального результата;

постепенное сокращение финансовых расходов и организационных издержек на функционирование системы стационарного содержания детей, находящихся трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

Таким образом, настоящая Программа представляет собой обоснованный с социальной и экономической точки зрения межведомственный и межсекторный комплекс мер и мероприятий, позволяющий в результате ее реализации достичь устойчивого долгосрочного эффекта снижения уровня насилия над детьми, семейного неблагополучия, социального сиротства детей, обеспечения защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

к  муниципальной программе «Профилактика

насилия и жестокого обращения с детьми,

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тоншаевском муниципальном районе» на 2015-2020 годы»

 

 

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ТОНШАЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ» НА 2015-2020 ГОДЫ»

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемые результаты

Исполнители*

Сроки реали- зации (годы)

Объем финансирования (тыс.рублей) с указанием источников финансирования

Всего

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1. АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1.

Проведение мониторинга оперативной обстановки для выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений в отношении детей, доведение результата анализа до заинтересованных органов по вопросам их компетенции

Усиление межведомственной координации органов и учреждений - субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Снижение количества преступлений, совершенных в отношении детей

ОМВД  

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

-

1.2.

Осуществление комплекса профилактических мероприятий в образовательных организациях по разъяснению уголовной и административной ответственности за участие в противоправных действиях в составе неформальных молодёжных группировок антиобщественной и преступной направленности, в том числе "скинхедов" и футбольных фанатов

Повышение информированности несовершеннолетних об ответственности за участие в противоправных действиях в составе неформальных молодёжных группировок и футбольных фанатов. Профилактика правонарушений и случаев насилия среди несовершеннолетних. Проведение ежегодно более 200 разъяснительных бесед и других мероприятий с несовершеннолетними

ОМВД

ОО

2015-2020

16,0

2,0

0,0

3,0

3,0

3,0

3,0

1.3.

Организация и проведение на территории Тоншаевского муниципального района межведомственной профилактической операции «Подросток»

В ходе операции планируется ежегодно оказывать помощь более 17 тысячам детей.

Выявление и пресечение фактов жестокого обращения с детьми. Снижение количества "бытовых" преступлений и правонарушений

УСЗН

КДНиЗП

2015-2020

136,0

16,0

0,0

30,0

30,0

30,0

30,0

1.4

Разработка и внедрение механизма межведомственного взаимодействия по организации реабилитации и психологического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Создание условий для оказания социально- психологической помощи  детям, подвергшимся сексуальному насилию, в ходе проведения процессуальных проверок и предварительного следствия по уголовным делам, в интересах защиты прав ребенка

УСЗН

ОО

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

1.5.

Проведение рейдов «Социальных патрулей» и организация работы служб сопровождения семей группы риска по территориальному принципу

Проведение ежегодно не менее 50 выездов "социальных патрулей". Выявление случаев раннего семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Оказание ежегодно социальной помощи более 6500 несовершеннолетним и их семьям

УСЗН

КДНиЗП

ОМВД

2015-2020

33,0

5,0

-

7,0

7,0

7,0

7,0

1.6.

Проведение мониторинга деятельности советов профилактики при муниципальных образованиях Тоншаевского муниципального района

Анализ деятельности 9 советов профилактики и повышение результативности их работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних

КДН и ЗП

2015-2020

65,0

5,0

-

15,0

15,0

15,0

15,0

 

ВСЕГО

по разделу 1:

 

 

 

248,0

28,0

0

55,0

55,0

55,0

55,0

2. ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ НЕТЕРПИМОГО ОТНОШЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1.

Разработка и реализация медиа-плана по информационному сопровождению мероприятий муниципальной программы

Информирование населения района о результатах реализации программы

КДН и ЗП, районные СМИ (по согласованию)

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

 

2.2.

Проведение профилактических акций под девизом "Детство без жестокости и насилия!"

Планируемое количество участников акций - ежегодно более 400 человек. Привлечение внимания населения к проблеме жестокого обращения с детьми, развитие гражданской ответственности взрослых за благополучие детей

КДН и ЗП

2015-2020

47,0

7,0

-

10,0

10,0

10,0

10,0

2.3.

Проведение информационно- профилактических

мероприятий в рамках празднования Международного дня защиты детей

В мероприятиях ежегодно примут участие более 2000 человек. Мероприятия способствуют формированию установок ненасильственного поведения в семье, широкому информированию населения о деятельности детского телефона доверия

КДН и ЗП, УСЗН, ОК

2015-2020

45,0

5,0

-

10,0

10,0

10,0

10,0

2.4.

Подготовка и проведение круглого стола "Дети в интернете - обучение, развитие, безопасность"

Разработка и обсуждение комплекса мер и мероприятий, направленных на снижение рисков от противоправного контента и негативного влияния на детей информации в сети Интернет. Продвижение инновационных технологий работы в данной сфере. Участие в круглом столе не менее 120 человек

КДН и ЗП, ОО, УСЗН, ОК

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

 

 

ВСЕГО

по разделу 2:

 

 

 

92,00

12,0

0,0

20,0

20,0

20,0

20,0

3. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО И ДЕТСКОГО АЛКОГОЛИЗМА, ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

3.1.

Реализация мероприятий по  взаимодействию всех субъектов профилактики  Тоншаевского муниципального района направленных на пропаганду  ЗОЖ 

Организация межведомственной работы по первичной, вторичной и третичной профилактике среди учащихся на предмет употребления ими табака, алкоголя, наркотиков. Ежегодный охват - более 1 тысячи детей

КДНиЗП

ЦРБ

ОО

УСЗН

2015-2020

65,0

5,0

-

15,0

15,0

15,0

15,0

3.2.

Организация  межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в рамках   реализации Закона Нижегородской области от 31 октября 2012 года № 141-З «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»

Регулирование правоотношений органов местного самоуправления, некоммерческих и религиозных организаций и граждан в сфере профилактики алкогольной зависимости у несовершеннолетних. Реализация комплекса мер, направленных на защиту несовершеннолетних от алкогольной зависимости

КДНиЗП

ЦРБ

ОО

УСЗН

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

 

3.3.

Проведение рейдовых мероприятий по выявлению и пресечению употребления спиртных напитков несовершеннолетними и соблюдению организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, норм Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ и Закона Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области»

Организация контроля за ограничением пребывания детей в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Ежегодно - проведение не менее 50 рейдов, проверка мест, где запрещено детям находиться в ночное время без сопровождения родителей, охват детей - более 1000 человек

ОМВД

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

 

3.4.

Проведение целевых оперативно- профилактических мероприятий по предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, в том числе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Снижение количества преступлений против жизни и здоровья детей в семьях. Предупреждение алкоголизации родителей, профилактика вовлечения детей в употребление спиртных напитков.

ОМВД , ЦРБ

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

 

 

ВСЕГО

по разделу 3:

 

 

 

65,0

5,0

0,0

15,0

15,0

15,0

15,0

4. РАЗВИТИЕ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

4.1.

Реализация мероприятий по  социально- психологическому сопровождению детей - жертв преступлений сексуального характера в процессе следственных действий, комплексной реабилитации детей- жертв насилия

Оказание детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, адресной помощи и комплексной реабилитации.

ЦРБ, УСПН

2015-2020

-

-

-

-

-

-

-

4.2.

Организация специализированных (профильных) смен для детей из семей группы риска в условиях загородных центров

Разработка и внедрение программ ранней профилактики жестокого обращения с детьми в семьях группы риска в условиях загородного центра со стационарным обслуживанием семей. Оказание комплексных социально- реабилитационных услуг ежегодно не менее 30 детей.

УСЗН

МОУДОДДООЦ «Соловьи»

2015-2020

Иное финансирование

 

 

 

 

 

 

4.3.

Создание школы детско-родительских отношений «Азбука Понимания», на базе ГКУ КЦСОН

Внедрение программы для семей по нормализации и улучшению детско- родительских отношений. Ежегодно проведение курсов родительской компетентности для 15 семей.

УСЗН

 

2015-2020

45,0

5,0

0,0

10,0

10,0

10,0

10,0

 

ВСЕГО

по разделу 4:

 

 

 

45,0

5,0

0,0

10,0

10,0

10,0

10,0

 

ВСЕГО

по Программе:

 

 

 

450,0

50,0

0,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Сокращения, принятые в Программе:

 

УСЗН

ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Тоншаевского района»

ОМВД

Отделение МВД России  по Тоншаевскому району

ОО

Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района

КДНиЗП

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Тоншаевского муниципального района

ОК

Отдел культуры, библиотечного обслуживания и организации досуга населения  администрации Тоншаевского муниципального района

СМИ

Средства массовой информации Тоншаевского муниципального района

ЦРБ

ГБУЗ НО «Тоншаевская центральная районная больница»

 

 

 

 

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»